В древности психические расстройства рассматривали с анимистических, демонологических, теологических позиций, как одержимость злым или добрым духом, как результат действия божественных сил. С целью освободить человека от влияния сверхъестественных сил прибегали к молитвам, совершали различные религиозные обряды. В античный период складывается взгляд на помешательство как на болезнь тела и мозга, имеющую естественные причины и требующую наблюдения врачей, лечения. Наиболее четко и полно эти представления были отражены в трудах Гиппократа.
В средние века возродились демонологические представления. Широкое признание получил взгляд на душевнобольных как на одержимых демоном, колдунов. К ним продолжали применять формы терапии, заимствованные из прошлого, но ведущую роль приобрели экзорцизмы (заклинательные обряды), проводимые в монастырях монахами, имевшими иногда некоторые познания в медицине. В позднее средневековье, в эпоху Возрождения интерес к античной медицине резко возрос, однако реакцией на угрозу авторитету католической церкви явились массовые инквизиторские «процессы ведьм», способствовавшие распространению демонологических идей, и казни людей, признанных виновными в добровольной и сознательной связи с демонами.
В средние века увеличилась плотность населения, особенно в городах, и более острой стала проблема изоляции больных. Их содержали в монастырях, взаперти в неприспособленных помещениях, подвалах и тюрьмах. Изолировали в основном возбужденных, агрессивных больных. Затем для душевнобольных стали открывать специальные приюты. В Византии, унаследовавшей античную культуру, больницы при монастырях существовали уже в 4 веке. В Армении и Грузии в 4-6 веках начали открываться монастырские больницы, принимавшие психически больных. В странах ислама, арабского Востока в средние века сохранялись и культивировались достижения античной медицины. В Каире в 9 веке появилось первое отделение для душевнобольных при общей больнице, а в Багдаде в 12 веке - специальное заведение для психически больных. С 13-14 вв. приюты, «убежища» для умалишенных стали открываться в странах Европы. В 15-16 вв. почти во всех странах был создан целый ряд таких учреждений, больных в них наказывали, содержали в наручниках, закованными в цепи.
В эпоху Возрождения психиатрия начала постепенно освобождаться от теологической опеки; в этот период происходило накопление научных знаний, основанных на самостоятельных наблюдениях и опыте. Все больше появлялось образованных врачей, разрабатывавших вопросы психиатрии. Для доказательства церебральной природы психических нарушений стали прибегать к патологоанатомическим вскрытиям. Придавали значение патологии внутренних органов, наследственности, темпераменту, моральным причинам, влиянию среды. Организовывались первые психиатрические больницы: госпиталь святого Бонифация в Италии, больница святого Луки в Лондоне; Йоркское убежище и другие, где с больными обходились сравнительно гуманно - содержали без цепей. Некоторые больницы становились своеобразными учебными центрами. Так, директор госпиталя святого Бонифация Кьяруджи уже в конце 18 века читал лекции по психическим болезням. Возникали первые психиатрические школы, например школа У. Куллена. Большое влияние на развитие психиатрии оказала деятельность французского врача Ф. Пинеля, который освободил психически больных от цепей, и широко применял вовлечение больных в трудовой процесс. В 1832 г. под Парижем открылась первая психиатрическая колония. В трудах Ф. Пинеля и особенно Ж. Эскироля, а также их последователей положено начало изучению распространенности психозов.
Вторая половина 19 века, когда завершается формирование психиатрии как самостоятельной медицинской дисциплины, ознаменовалась успехами клинико-биологического направления. В России развитие психиатрии шло по тем же путям, что и за рубежом. С 11 века психически больных призревали в основном в монастырях. Несмотря на господство демонологических представлений, казни душевнобольных были редким явлением. С 1776 года, после учреждения приказов общественного призрения открываются первые психиатрические больницы, возглавляемые врачами. После 1864—1875 гг., когда психиатрическая помощь переходит в ведение земств, расширяется сеть больниц, появляются благоустроенные стационары.
Почему в средние века всех душевно больных считали колдунами, было ли основание для такого утверждения? А почему нет? В июне 2017 года с шестого этажа выпала черная ведьма Илона Новоселова, которую иначе как душевно больной назвать трудно. Она веровала во всякую чушь, с ней разговаривали несуществующие духи, а ее покровительницей была некая «царица небесная» с щупальцами. Илона даже нарисовала эту царицу.
Поэтому обвинять средневековую церковь в жестокости слишком преждевременно. Они боролись с психами, как умели. Если бы не боролись, шизофрения бы охватила всё население. В советское время таких замыкающихся на «духовном мире» прятали в закрытые стационары и лечили.
Более 60% шизофреников видят «потусторонний мир и сущностей». То же самое видят и так называемые «маги колдуны». Только шизофреник эманирует из себя потусторонний мир спонтанно, а «маг колдун» целенаправленно. И шизофреники и «маги, колдуны» верят в потустороннее, поэтому они все - шизофреники. Только одни стали больными неосознанно, а вторые - сознательными усилиями вводят себя в болезнь. Шизофреник и «маг колдун» - одного поля ягодка.
И не надо смотреть на внешнее поведение человека, шизофреник может притворяться спокойным и рассудительным. Больным его делает истовая вера в существование потустороннего «духовного мира», населенного сущностями и духами. Он с ними беседует, вызывает их или панически боится.